понедельник, 5 августа 2013 г.

3 перевала и 12 бродов за 2 дня - из Алтайского в Чемал

Путешествия бывают разные, можно ехать отдохнуть, не торопясь осмотреть все красоты, можно ехать чтобы узнать что-то новое и расширить свой кругозор, а бывают путешествия, чтобы проверить себя, преодолеть максимальное количество километров и препятствий. Это моя поездка была как раз третьего вида.
Целью велопохода было проехать из села Алтайское в село Чемал через Чергу и Шебалино, попутно преодолев 3 перевала и 12 бродов. Кстати, фотография выше - вид с Комарского перевала...

Так как график маршрута был очень напряженным, фотографировать у меня удавалось крайне редко, главным образом на вершинах перевалов, пока все отдыхали и была свободная минутка. Поэтому вы не увидите здесь шикарных пейзажей утренних елей, сияющих каплями росы в контровом свете, горных лугов, поражающих воображение многообразием цветов, или горных ручейков, тихо журчащих среди вековых елей и камней поросших мхом. Эх, иногда так хотелось забить на график и остановиться, но автобус домой ждать не будет.

Остается только писать о технической стороне вопроса, да о впечатлениях от поездки.

В походе "на легке" участвовало 4 человека. Общий километраж получился 204 км. по маршруту (с набором высоты 2900 м), с учетом дороги от дома и домой - 240 км.
Утром в субботу выехали на автобусе на 8.45 в Алтайское. Цена билета с багажом 540 руб., ехать 5 часов. Кататься планировали "на легке", со мной кроме велосипеда был рюкзак со спальником на всякий случай, цифровик, шестигранники, запаска, теплая одежда, дождевик, посуда, пленка для упаковывания вела, документы, деньги... Ну в общем по-маленьку и набежало на полный рюкзак 35 л.
Перекусить можно во время остановки в Бийске, в кафе на автовокзале. Кормят не дорого, и не особо вкусно. В Алтайском чуть не через каждые 200 метров то Аникс, то Мария-Ра, то еще какой магазинчик. В Аниксе около станции мы закупили перекус на первый день, и в 14 ч. выдвинулись на маршрут.
В первый день мы должны были преодолеть Комарский перевал (+550 м) и добраться до Шебалино через Чергу. Почти везде хороший асфальт или хорошая грунтово-щебеночная дорога. Погода была идеальная - дождя не было, он прошел до нас, но дороги были почти сухие, не жарко. За почти 5 часов пути мы прошли 72 км. Через примерно 10-12 км после Черги есть отличная кафешка, в которой мы остановились поужинать. Готовят здесь очень вкусно, и самое главное - очень не дорого. Хороший ужин с первым, вторым, беляшом и чаем мне обошелся в ~190 р.
Со стороны Шебалино на нас шла темная дождевая туча, и было понятно что ливень накроет нас с минуты на минуту. Рядом с этим кафе были домики, в которых можно заночевать. Два этих фактора нами были восприняты как знак, и мы решили остановиться здесь. Ночевка стоит 1000 р. за двух-местный домик. Еще заказали баню, кажется по 150 р/чел на час. В общем первый день заканчивался как нельзя лучше.
Не успели мы доесть, как влил сильный дождь. Еще некоторое время посидели в открытом кафе, под шум дождя, попили чай и пошли в домик, потом в баньку и спать.На второй день - подъем в 5 утра. Вчерашний прекрасный вечер добавил нам 25 км к итак напряженному маршруту - нужно доехать до Шебалино, откуда мы планировали выезжать. Позавтракать конечно же не удалось, перекусили сух.пайком и в путь. А впереди самое интересное и сложное, 134 км пути, 2 перевала, 12 бродов - короче развлекуха по полной. Ах да, и автобус в 17.10 из Чемала.



После Шебалино начинается первый перевал - Апшуяхтинский, это чуть больше 10 км подъема с набором высоты почти 600 м. С учетом старта от кафе - это 900 м. набора высоты. На почти голодный желудок этот перевал давался мне очень тяжело, спасала только плитка темного шоколада, хоть немного подсластив тяжкий подъем.
Шикарный вид с Апшуяхтинского перевала.
С вершины перевала длиннющий спуск, скорость и радость от преодоления такого препятствия. Затем еще небольшой перевал - Каспийский. Эти два перевала очень утомили, и единственным желанием было поскорее добраться до магазина в Каспе. Магазин там не планировался, из-за опасений за адекватность местного населения, но так как двое участников ехали на легке, т.е. практически без еды - в магазин заезжать пришлось. Население, к слову сказать, вполне адекватное, и несколько любопытное. Не часто наверное к ним заезжают туристы. Распросили откуда и куда едем, что за штуки на руле (это им очень понравился Санин навигатор), но никаких наездов. Рассказали что все мосты с Каспы смыло, поэтому ехать нам придется через броды, через 12 бродов, и все через Каспу.
Закупившись в магазине и немного перекусив, стартанули мы в водную часть нашего приключения. Как раз начался дождь, дорога обещала быть очень интересной и запоминающейся. Грунтовки, естественно, уже были подготовлены к нашему приезду и хорошо пропитаны дождями. Грязь быстро наматывалась на колеса и забивалась везде где только можно. Мое катание превратилось в слегка управляемое скольжение. Мокрые и грязные ноги - это конечно не приятно, но очень весело. Тем более что принимали мы водные процедуры наверное через каждые 300 метров))) Не в Каспе, так в луже. Ехать через этот участок лучше только в направлении от Каспы к Катуни, тогда идешь со сбросом высоты и это хоть немного упрощает прохождение данного спец. участка. Долго ли коротко ли, но все броды были нами пройдены, и впереди показалась Катунь. Времени до автобуса уже оставалось что-то около 3-4 часов, и вместо того, чтобы делать крюк до Ороктойского моста, мы решили испытать (найти) дорогу по левому берегу Катуни до Еландинского моста. На этой глупости на долго останавливаться не буду, скажу лишь что это было ошибкой, дорог там нет, и тропы тоже заканчиваются... Пешком еще можно пролезть, но не с велосипедом. Усталости уже накопилось столько, что было огромным желание слиться прямо от моста, но ни один из 2 туристических автобусов нас не взял. Толи что мы были мокрые и грязные, еще и с велами, толи правда мест не было %). Но фиг с ними, ехать со сбросом высоты, хоть и почти 50 км не так уже сложно.
Говорить что мы не успели на автобус, думаю, уже нет смысла, все итак догадались. Остался только автобус Чемал-Новосибирск в 21.30, на котором мы и поехали. Цена билета с багажом 900 р. Поужинали в "курортной" узбечке, отдохнули на вокзале, разобрали велы, ну и поехали домой. К несчастью в автобусе ехало 2 алкаша, которые не давали нормально выспаться. В 3 часа ночи мы десантировались на Бийской развязке, собрали велы и устроили фонаревочку до Барнаула, через старый мост. В пятом часу я добрался до дома, поспал пару часиков и на работу. Весь тот день я был в состоянии чуть лучше чем зомби.
А вот команда отважных парней, прошедших этот супер маршрут: