понедельник, 14 апреля 2014 г.

Прогулки по Марокко. Часть 1, вводная.

Совсем недавно завершилось мое первое путешествие за пределы родной России, в Королевство Марокко. Это были просто незабываемые дни, Марокко оказалась прекрасной страной для туризма во всех отношениях, потрясающе живописная и разнообразная природа, превосходная инфраструктура и высокий уровень безопасности.
В этой части я расскажу об общих организационных моментах и технической части путешествия.



Очень радует, что для россиян не требуется виза при нахождении в Марокко до 90 дней. При прилете в аэропорту на паспортном контроле вам ставят штамп с датой прибытия и номером туриста. Т.к. страна живет главным образом за счет туризма, к туристам здесь очень хорошее и доброжелательное отношение.
В Марокко можно сформировать для себя любую программу путешествия, в зависимости от интересов. Здесь есть и Атлантический океан, и Средиземное море, и живописные горы Атласа, и даже кусочек пустыни Сахары.
Для себя я сформировал программу на 10 дней, предполагающую посещение побережья Атлантики, Гибралтарского пролива, пустыни Сахары и гор Атласа, а также нескольких древних городов. И да, это все абсолютно реально успеть увидеть, хотя идеальный срок путешествия по этой прекрасной стране, как мне кажется, 30-45 дней.
Некоторым Марокко знакомо по одному довольно популярному городу-курорту Агадиру, и я видел не мало плохих отзывов о Марокко от людей, отдыхавших в Агадире по тур. путевке. Возможно они правы, но я намеренно не стал посещать этот город, так как интересного для меня там ничего нет.
Путешествие это получилось достаточно спонтанным, времени на подготовку практически не было. Мне согласовали отпуск на 2 недели, и через неделю я уже вылетал в Москву. Наиболее дешевым вариантом на мои даты был перелет Москва-Лондон-Касабланка и обратно Касабланка-Барселона-Москва. Туда летел лоукостерами EasyJet и Air Arabia, обрато - Vueling. Перелет туда-обратно (из Москвы и в Москву) обошелся в 16500 руб., плюс перелет до Москвы и обратно - еще столько же. Можно было сильно сэкономить, если заранее взять билеты в Москву из Новосибирска (9200 туда-обратно), мне билетов не досталось, пришлось лететь не самым дешевым S7. Обо всех авиакомпаниях осталось положительное впечатление, а в S7 еще и кормили во время полета. Минимальная цена у лоукостеров подразумевает только ручную кладь до 7 кг. и дополнительно оплачиваемое питание на борту, поэтому я летел с рюкзаком с минимальным набором одежды и вещей первой необходимости, и конечно треть рюкзака занимала зеркалка с объективами, зарядки, кабели и т.п. Перелет со всеми стыковками занял почти целые сутки, но благодаря разнице часовых поясов, вылетев рано утром, в Касабланку я прилетел в 12 ч. ночи того же дня.

Таможня.
По правилам въезда подробно можно прочитать на любом сайте. Самое главное - виза не нужна, наличности можно ввозить хоть сколько (но есть ограничение на вывоз из РФ), зеркальная камера с кучей объективов не является профессиональным оборудованием (в правилах есть пункт о необходимости декларирования проф. фото-видео аппаратуры). В остальном все как везде - запрет на оружие, наркотики и т.п.

Язык.
В Марокко основной язык - арабский, второй по значимости - французский, на этих двух языках говорит практически все население Марокко. Английским хорошо владеют во всех туристических местах, в глубинке и в заведениях для местных с английским очень туго.

Деньги.
Местная валюта - Марокканский дирхам, MAD. Курс очень примерно 1:10 евро-дирхам, 4,5:1 рубль-дирхам. Наиболее выгодный способ получения дирхамов - просто снять их с карты в любом банкомате в Марокко. Для этого вам потребуется карта Visa или Master Card класса не ниже World или Gold и знание английского или французского. При снятии свыше 3000 рублей в любой валюте - комиссии не взимаются. При данном варианте вы получаете наличные дирхамы по самому выгодному курсу - 4,4 рубля за дирхам.
Второй способ - купить в РФ доллары США или Евро, и обменять их на дирхамы в обменнике в Марокко. Здесь вы дважды заплатите банкам за конвертацию, получите не самый выгодный курс от 4,6 рубля за дирхам. Если же вы все-таки летите в Марокко с наличными, наиболее выгодный курс в обменниках Maroc Post, в аэропорту Касабланки их целых два. 
В интернете пишут о необходимости  получения справки банка при обмене, чтобы потом при выезде из страны вы смогли обменять обратно неиспользованные деньги. Справки я брал, но вот при обратном обмене у меня про нее даже не спросили.

Транспорт.
Что касается транспортной инфраструктуры Марокко, то она находится на недосягаемо высоком для России уровне. В Марокко есть как минимум три международных аэропорта - в столице королевства - Рабате, в деловом центре страны - Касабланке, в курортном Агадире, возможно еще где-то, но это наиболее крупные. Аэропорт Касабланки на уровне Домодедово, в некоторых моментах даже лучше. Вообще я так понял только в России принято возить пассажиров между самолетом и терминалом на автобусе? В Марокко также хорошо развита сеть внутренних авиалиний.
Из аэропорта до центра Касабланки можно добраться на электричке. Вход на станцию прямо из аэропорта, проезд 40 дирхам во 2 классе. Второй класс от первого кроме цвета сидений отличается отсутствием гарантии свободного места. Обе поездки я ехал сидя, так что смысла переплачивать нет.
В Марокко вы можете с легкостью взять на прокат автомобиль любого класса, а также дом на колесах (очень популярен у французских пенсионеров). В городах есть прокаты мопедов, мотобайков, велосипедов.
Между крупными городами есть железнодорожное сообщение. Железные дороги Марокко заслуживают отдельного поста, но я все же постараюсь сжать свои впечатления в несколько абзатцев. 
Во-первых, есть сайт компании ONFC - типа нашей РЖД, где можно узнать расписания, акции и купить билеты. Во-вторых есть регулярное сообщение между крупными и наиболее популярными городами королевства. В-третьих, аккуратные, чистые, красивые и функциональные вокзалы, с бесплатными wi-fi и туалетом. В-четвертых, это сами поезда. Комфортные вагоны с кондиционерами и удобными сидениями. Все линии электрифицированы. Поезда очень быстрые! По равнинной, северной, части страны поезда мчатся на скорости 140 км/ч (замерено по GPS), нашим, даже скорым поездам, такое и не снилось. По горной местности, с большим количеством поворотов, поезд немного сбрасывает скорость, до 70-90 км/ч. На поворотах становится немного страшновато от того, как тебя вдавливает то в одну сторону, то в другую. Пути сварные, поэтому никакого стука колес, грохота или постороннего шума вы не услышите Между наиболее удаленными станциями Марракеш-Касабланка-Танжер есть ночной поезд с купе на 4, 2 или 1 человека (естественно все с кондиционером). Цены на билеты второго класса вполне доступные, 70-120 дирхам, ночной поезд от Марракеша до Танжера в 4-х местном купе - 350 дирхам. Билеты можно покупать в кассах на станциях и в автоматах самообслуживания на вокзалах.
Туда, куда не возможно добраться на поезде, можно доехать на автобусах. На автовокзалах работают несколько независимых перевозчиков с отдельными кассами, своим расписанием, своим автопарком. Наиболее известная и дорогая компания - CTM, имеет самую разветвленную маршрутную сеть, новые большие туристические автобусы с кондиционером. Поездки с данной компанией наиболее комфортны, в автобусе часто остается много свободных мест и реально холодно от кондиционеров. При всем при этом цены вполне доступны, например я ездил Танжер-Шефшауен-Фес за 40 и 70 дирхам соответственно. С целью экономии денег вы можете воспользоваться услугами других автоперевозчиков, включая частников на микроавтобусах, которые как и у нас, выкрикивают пункт назначения на автовокзале.
В крупных городах есть общественный транспорт: автобусы, трамваи; типа наших маршруток - желтый мерседес, в который садится до 6 пассажиров (2 на переднем сидении и до 4 на заднем), просто такси. 
Вообще все города небольшие, только в Касабланке я пользовался трамваем, во всех остальных - ходил пешком.

Цены.
Цены на все очень разные, от дешево и доступно, до дорого и роскошно. В среднем на уровне российских. Я тратил в среднем по 320 дирхам в день. Обед в ресторане-кафе от 50 до 100 дирхам. Понятно, что там куда вас привезут на обед во время экскурсии будет 100 дирхам ;) Стакан свежевыжатого апельсинового сока от 4 до 15 дирхам. В крупных городах есть KFC и Mc Donalds, средний чек на уровне ресторанов.

Жилье.
Жить можно в новых отелях (от 30 евро за ночь), в хостелах (от 130 дирхам) или найти комнату в отеле в медине (от 80 до 120 дирхам). Причем проживание в медине - древней части города, всегда дешевле чем в новых районах. В хостелах и гостиницах, которые есть в интернете (на booking.com, например) всегда на много дороже, чем в простой гостинице.


Связь.
На всех станциях железной дороги, в аэропортах, в гостиницах и кафе есть бесплатный wi-fi. В Марокко работает 4 мобильных оператора, наиболее крупный с максимальным покрытием - Maroc Telecom. Т.к. мне нужен был только интернет, наиболее интересным для меня было предложение оператора Meditel, сим карта с безлимитным интернетом на первые 7 дней за 60 дирхам, каждый последующий день - за 10 дирхам. Покрытие связи 3G во всех крупных населённых пунктах, и везде где я был. Скорость интернета вполне приличная и достаточная для звонков по Skype, даже для видеозвонков. Российские SIP провайдеры работали из Марокко очень плохо или не работали совсем, так что на всякий случай закиньте денег на счет в Skype, он работал везде безупречно и несколько раз очень выручил, в частности когда возникли проблемы с забронированными билетами на самолет.

Местное население.
Не смотря на то что Марокко в Африке, негров здесь практически нет. Живут тут арабы и берберы. Практически все население - мусульмане. Люди очень разговорчивые, отзывчивые и доброжелательные. Особенно торговцы и хелперы в туристических районах. С тем, что к вам будут постоянно приставать с разговорами и предложениями что-нибудь купить нужно просто свыкнуться и воспринимать это как приключение.

PS
Вот вкратце информация, которая может вам пригодится при подготовке к путешествию по Марокко. Если вы хотите посмотреть фотографии и прочитать уже более подробные рассказы о местах, которые я посетил - следите за обновлением блога, по мере обработки фотографий и наличия свободного времени буду публиковать новые заметки о Марокко.