воскресенье, 11 мая 2014 г.

Галопом по горным тропам.

Если у вас мало времени, а увидеть в Горном хочется много, или просто вы хотите проверить свою выносливость и волю, и по пути полюбоваться красотами Алтая, то такое путешествие подойдет вам идеально. На длинные выходные в честь Дня Победы четыре велосипедиста решили совершить небольшое путешествие по Горному Алтаю, пройдя за 2,5 дня несколько туристических маршрутов за раз. Итак, в этом выпуске путешествие по Катунской и Иня-Тюнгурской тропам, скоростные спуски с перевалов, и затяжные подъемы на них, солнце и дождь, жара и холод, и конечно красота нетронутой природы Алтая.


В этот велопоход собралась проверенная команда, в составе которой мы уже совершили увлекательное путешествие "налегке": 3 перевала и 12 бродов за 2 дня - из Алтайского в Чемал, новое путешествие обещало быть не менее увлекательным и трудным, а иногда даже казалось что пройти его вполне реально и просто.
Половина первого дня уходит на то, чтобы добраться до Чемала. После обеда автобус прибывает на станцию в Чемал, около часа мы тратим на сборку велосипедов, закупку продуктов на ближайшие сутки, и сразу выдвигаемся в путь. Эта покатушка тоже можно сказать проходит налегке, едем с небольшими рюкзаками с минимальным запасом продуктов и двумя палатками на 4 человека. За остаток первого дня нужно проехать 70 км. Дорога вначале идет по отличному асфальту, от Еланды начинается терпимая гравийка. Погода солнечная и теплая, ехать приятно. На Ороктойском мосту делаем очередную остановку для отдыха и перекуса, фотографируемся, любуемся весенней полноводной Катунью, и отправляемся дальше.
Далее также идет неплохая гравийка, иногда ее можно объехать по грунтовке. В селе Куюс пополняем запасы воды в колонке, магазины уже к сожалению закрыты, мы немного отстаем от графика.
  За Куюсом останавливаемся на небольшом водопаде на реке Бельтертуюк.
После водопада дорога заканчивается, дальше идет конная тропа, средняя скорость сильно падает, и солнце уже начинает прятаться за горами. Уже нужно начинать подыскивать место для ночевки. Саня жалуется на наше разгильдяйство и отставание от графика. Через несколько километров таскания велосипеда через валуны и кусты, на одном из поворотов Катуни замечаем хорошее место для ночевки.
Большой песчаный пляж, рядом есть деревья и много валежника. Даже дрова заготавливать не пришлось. Разбили здесь лагерь, только успели поставить палатки, развести костер, как уже и стемнело.
Утром второго дня, до конца не зная что нас ожидает впереди, неспешно просыпаемся, готовим завтрак и собираемся в путь. В этот день нужно закончить прохождение Катунской тропы и добраться до села Иня.
Около 9 часов утра покидаем место стоянки. План на сегодня 100 км. 30 из них совсем не по дорогам...
Что из себя представляет Катунская тропа? Ну это вытоптанная лошадьми тропа, шириной сантиметров 20-30, идущая чрез кусты, через небольшие перевалы, часто она завалена большими валунами. Ехать постоянно на велосипеде на ней не возможно при всем желании, большую часть времени приходится тащить велосипед на себе, но это компенсируется прекрасными видами недоступными "цивилизованным" туристам.
По маршруту встречается несколько небольших горных речек, в которых можно набрать воды и освежиться смыв пот и пыль с лица. В целом запаса в 1 литр воды на человека достаточно для прохождения маршрута, есть достаточно мест, где можно пополнить запасы питьевой воды.
Дальше тропа идет по прижимам над Катунью, на огромной высоте над бурлящей стремительной рекой.
Средняя скорость на этом участке на уровне скорости пешехода, появляется ощущение нехватки времени.
Делаем вынужденную остановку на берегу Катуни - отличное место кстати, где можно было бы провести пару дней. Большой песчаный пляж, вокруг горы.
Солнце уже начинает припекать, день обещает быть очень жарким, а здесь в тени прохладно и так хорошо.
К 14 часам добираемся до моста через Катунь. Здесь уже можно сказать, что тропа пройдена, дальше будет грунтовка, потом гравийка, а там и асфальт, но впереди еще примерно 75 км...
Немного отъехав от моста делаем привал на обед. Еще одно отличное место на берегу Катуни. Продуктов практически уже не осталось, доедаем что есть. Ближайший магазин в деревне Хабаровка, в 27 км. отсюда.
Впереди у нас уникальное место, в которое можно попасть только с одной стороны. Угадайте что это? Да, это дача Путина. Дальше по дороге будет КПП, через которое можно только выехать с территории. Охрана видимо привычная уже к велотуристам, спросили просто откуда и куда, дали набрать воды, и пропустили с миром. А люди с той стороны приезжают на машинах и из далека фотографируются на фоне дачи президента. Оказывается это достопримечательность. Еще здесь единственное место, где есть сотовая связь. Работает МТС и даже есть 3G с хорошей скоростью, можно сразу запостить свою фотку в инстаграммы. Также сейчас здесь во всю идут работы по строительству дороги, противооползневой защиты. Колоссальные деньги тратятся не понятно для чего, но понятно для кого. Проще бы и дешевле на вертолете прилетал... Но асфальт конечно шикарный, ровный и гладкий, лететь со спуска на велосипеде под 60 км/ч по нему одно удовольствие. Дорога сделана только процентов на 20, остальное пока щебень. Радость от асфальта быстро кончилась, и начались постоянные спуски-подъемы по щебенке, мимо постоянно ездят туда-сюда грузовики с асфальтом и щебнем, оставляя после себя плотные облака пыли и выхлопных газов. Палящее солнце и невыносимая жара быстро выматывают.
К вечеру выбираемся на асфальт, небольшой привал на берегу Урсулы, и спешим в магазин в Хабаровку. Нужно успеть до закрытия, иначе мы останемся без еды до утра и совсем выбъемся из графика.
В магазин мы конечно успеваем, на радость продавщицы опустошаем полки с продуктами, запасаемся едой на ужин и завтрак, и тут же берем продукты на перекус.
После Хабаровки нас ждет тяжелый подъем на перевал Чике-Таман. 4 километра подъема до высоты 1295 м. Зато потом 4 километра скоростного спуска. На вершине перевала мы были уже вечером, в половине восьмого. Машин очень мало, мы смело катим вниз, спокойно занимая обе полосы.
До самого Яломана мы несемся со скоростью от 25 до 45 км/ч, благодаря постоянному сбросу высоты с перевала. За тур.базами на реке Яломан ставим лагерь. Сил хватает только поставить палатки, приготовить и съесть ужин. Завтра нужно вставать в 5:30, чтобы успеть пройти маршрут и не опоздать на единственный автобус.
Ранним утром третьего дня стартуем на тропу Иня-Тюнгур. Эта тропа более протяженная, но гораздо более простая, чем Катунская. Она начинается от подвесного моста через Катунь за селом Иня. Большей частью это широкая ровная дорога (широкая относительно, хотя большую часть тропы можно проехать на машине, часть с одного конца и часть с другого).
Тропа здесь идет очень высоко над Катунью, и когда на крутом склоне тропа сужается до пары десятков сантиметров, ехать на велосипеде становится страшновато и местами даже опасно.
Третий день подарил нам холод и дождь. Благодаря холодному ветру останавливаться совсем не хотелось не смотря на усталость, т.к. сразу начинаешь замерзать.
Виды отсюда просто потрясающие, сложно передать фотографией эти громадные просторы долин, высоты гор.
Протяженность тропы почти 60 километров, проходится она относительно просто. К обеду мы были уже в Тюнгуре.
Впереди достаточно времени, чтобы преодолеть еще 40 километров до Мульты и успеть на автобус до Барнаула на 19:30. В Мульте на этот автобус было еще 5 велосипедистов, но мы смогли уместить все в багажный отсек. Правда пассажирам на других остановках пришлось багаж брать с собой в салон и заваливать им весь проход))) 
13 часов в автобусе и в 9:20 воскресенья мы в Барнауле.